198207, Санкт-Петербург, проспект Стачек 158
Ежедневно
с 9.00 до 21.00 часов
Главная » Истории Дворца

Истории Дворца

История Центра культуры и досуга «Кировец» (дом 158 по проспекту Стачек) началась ещё при Петре I.
 По его указу участки земли вдоль Петергофской дороги были розданы приближённым под дачи.

В середине XVIII века усадьба на 7-ой версте принадлежала Карлу Ефимовичу Сиверсу – гофмаршалу двора Екатерины Петровны.
Он заказал проект каменного загородного дворца архитектору Растрелли, и в 1761 году здесь появилась изящная постройка в стиле барокко.
 Дворцовый ансамбль включал в себя дворец с двумя флигелями и к югу от него регулярный сад, посередине которого был вырыт круглый пруд, сохранившийся до наших дней. Дача-усадьба Сиверса являлась одним из лучших образцов архитектуры и садово-паркового искусства середины XVIII века.

В своём труде Растрелли пишет: «Я построил также большой загородный дворец, по дороге в Петергоф, принадлежащий гофмаршалу графу де Сиверс»*

 

  • «Общее описание всех зданий, дворцов и садов, составленных Растрелли, за период своей работы на службе обер-архитектора двора» параграф №68

 

* «Общее описание всех зданий, дворцов и садов, составленных Растрелли, за период своей работы на службе обер-архитектора двора» параграф №68

 

Денисов 011

 

Гос.эрмитаж

 

В 1774 году после смерти Карла Ефимовича по наследству усадьба перешла к дочери гофмаршала Елизавете Карловне Сиверс. Её мужем становится двоюродный брат Якоб Ефимович Сиверс. Это видный деятель екатериненской эпохи, дипломат, экономист, новгородский губернатор. Брак оказался неудачным, и после развода с мужем в 1779 году Елизавета Карловна продает усадьбу.

Г.А.Потемкин

 

Так хозяином приморской дачи становится князь Г.А. Потемкин, государственный деятель, фаворит Екатерины II. При Потемкине английский садовник В.Гульд напротив дворца, ближе к заливу, разбил небольшой пейзажный парк.

 

И.А.Остерман 001

 

Потемкин в 1781 году продаёт усадьбу в казну за 30 000 рублей. Екатерина II пожаловала дачу видному дипломату, вице-канцлеру Ивану Андреевичу Остерману , а так же выдала ему 10 тысяч рублей на перестройку здания. При Остермане дворец перестраивается архитектором И.Е. Старовым(предположительно).
 При Павле I Остерман вышел в отставку и переехал в Москву.

Щербатов 001

 

В 1808 году усадьбу покупает князь Павел Петрович Щербатов. Он стал последним в ряду аристократических хозяев загородного дворца.

 

 

В 1828 году дачу приобрели в казну с целью устройства в ней больницы для умалишённых – первой государственной психиатрической больницы в России.

Инициатором создания такой лечебницы была вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Она вникала во все детали обустройства больницы, но, не дождавшись её открытия, умерла 24 октября 1828 года. В этот день православная церковь празднует память иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радости».

 

Сын Марии Федоровны, император Николай I принял больницу под свое покровительство и назвал её «Больницей Всех Скорбящих».
В 1832 году больница была открыта. В том же году освятили больничную церковь во имя иконы «Всех Скорбящих Радости».

 

 

 

Перестройку дворца для больницы осуществляли архитекторы Д.Квадри и П.С.Плавов. Квадри пристроил флигеля с востока в 1822-1832 годах, а в 1836-1850 годах он же возвел новые большие корпуса. Первый (пр. Стачек 160) был построен для служащих больницы, второй (пр. Стачек 144) – для неизлечимо больных.
 После перестройки здание приобрело в плане форму буквы П. Старинные сады – свидетели блестящих празднеств XVIII века, предназначались теперь для прогулок больных. Первоначально больница была рассчитана на 120 мест, но скоро этого оказалось недостаточно. На территории больницы появился ряд новых построек: павильоны для больных, дома для врачей и служащих, хозяйственные помещения. Здесь же имелись обширные сельскохозяйственные угодья, фермы, мастерские. Больных привлекали к посильному труду, что могло способствовать выздоровлению. Существовали категории платных и бесплатных пациентов. При больнице была аптека, вёлся амбулаторный приём. До самой революции больницу «Всех Скорбящих» посещали и опекали члены царской семьи.
 Актеры императорских театров устраивали здесь благотворительные концерты и спектакли для больных и служащих, что было немаловажно ввиду отдаленности от города.

 

После 1917 года больница сохранила свой профиль, но изменила название. По предложению А.В. Луначарского она получила имя швейцарского психиатра, невропатолога и общественного деятеля Анри Огюста Фореля.

В годы войны рядом с больницей проходила передовая линия обороны города.
Постройки больничного комплекса оказались сильно разрушенными. Война как бы сняла многолетние наслоения штукатурки и обнажила старинную кладку. Здание привлекло внимание исследователей. По сохранившимся следам существовавших некогда декоративных деталей архитекторам удалось реконструировать облик дворца XVIII века, а в Национальной библиотеке Варшавы были найдены чертежи Ф.Б.Растрелли. Возникла идея восстановить дворец таким, каким воздвиг его когда-то зодчий. К сожалению, объемы постройки при этом оказались сведены к минимуму, что в условиях послевоенного строительства было нерационально. Так на Петергофской дороге появилось трехэтажное здание с двумя башнями, своим обликом лишь отдаленно напоминающее старинный дворец.

 

 

Восстановление усадьбы велось Кировским заводом по проекту, разработанному 8-ой мастерской института «Ленпроект» во главе с архитектором Л.Л. Шретером. Проект предусматривал создание на этой территории комплекса «Кировский городок» — с жилыми домами, общежитиями, предприятиями бытового обслуживания. А в 1965 году в бывшем дворцовом здании был открыт Дом культуры, ныне – Центр культуры и досуга «Кировец».

 
 

Все постройки прилегающие к ЦКД «Кировец» — так называемый «Кировский городок», выполнены в традициях классической архитектуры и составляют целостный ансамбль. Архитекторы и строители бережно сохраняли старинный пруд и вековые деревья. Частично уцелел и обращённый к пруду фасад потемкинских времен. 
В 1990 году здание Центра культуры и досуга «Кировец» было взято под охрану государства как памятник архитектуры XVIII – середины XX веков. А 25 марта 2003 года на здании появилась охранная доска, свидетельствующая об этом.

Облик утраченного растреллиевского дворца по инициативе краеведов специалисты Государственного института архитектуры воссоздали в макете. Научными консультантами для создания макета усадьбы К.Е.Сиверса стали историки-искусствоведы Сергей Борисович Горбатенко и Абрам Григорьевич Раскин. Макет был изготовлен в 2001 году, благодаря финансовой поддержке депутата ЗАКСа С.Ю.Андреева. А в 2003 году усилиями администрации ЦКД «Кировец» для размещения уникального макета отремонтировано специальное помещение.