НЕАПОЛИТАНСКИЙ ОРКЕСТР

Принимаются все желающие – возраст неограничен.

Руководитель – Татьяна Александровна Сорокина

Программа обучения построена таким образом, что даже слабо владеющие инструментом участники коллектива могут исполнять полный объём партий по имеющимся в репертуаре произведениям. Каждый музыкант может при желании повысить свой исполнительский уровень. Программа позволяет познакомить музыкантов-любителей с мировым музыкальным наследием, творчеством народов мира. Программа способствует развитию творческих способностей музыкантов. Участие в различных видах ансамбля таких, как трио, дуэт, и т.д., позволяет членам коллектива стать и хорошими солистами и качественными оркестрантами.

Цели и задачи программы:
— Знакомство с истоками итальянского народного творчества;
— Знакомство с народным творчеством России и других стран;
— Знакомство с классическим музыкальным наследием России и других стран;
— Научить музыкантов исполнительскому мастерству;
— Повысить их технический уровень владения инструментом;
— Познакомить с основами теории музыки.
Занятия проходят 2 раза в неделю.

ЗАНЯТИЯ БЕСПЛАТНЫЕ

 

ИСТОРИЯ НЕАПОЛИТАНСКОГО ОРКЕСТРА.

 

Неаполитанский оркестр был создан в 1948 году талантливым музыкантом и изумительным педагогом Александром Григорьевичем Катышевым.

 

Предыстория.

Он всегда любил музыку, гитару и… симфонический оркестр. В 1939 году молодого студента Ленинградской консерватории призывают на военную службу.  Он проходит ее в далекой Монголии. Его задача – ремонт орудий с оптическим прицелом. Быть может, кто-то скажет: «Повезло». Но ведь и домой       в Ленинград он возвращается 1948. И здесь в  родном городе его ждет мама и …гитара, которую она сохранила, несмотря на все тяготы блокадного времени. Чтобы выжить в страшных условиях голода, приходилось продавать вещи. И даже вещи любимого сына. Но не гитару.  А он вернулся и в том  же 1948 проросли первые зернышки удивительного нового Ленинградского ансамбля – неаполитанский оркестр.  Почему же неаполитанский,  почему не общепринятый вид народного оркестра – оркестр русских инструментов? Да именно потому, что это единственный состав , в котором «живет» его любимая гитара, а еще потому, что это  самый близкий из народных видов оркестров к его любимому , симфоническому. Ведь  основной  инструмент оркестра, мандолина – по строю и диапазону повторяет скрипку.

Итак, наш Неаполитанский оркестр ( надо отдать должное, в то время это был не единственный коллектив подобного направления) был создан при щеточной фабрике. Его первыми музыкантами стали рабочие и их дети. Время было тяжелое. Многие дети потеряли отцов на фронте.  Приветливый , но строгий, требовательный  и справедливый Александр Григорьевич становится для них не просто руководителем кружка. Он заменяет им отнятого войной отца.. Они так и зовут его «батя». Пройдет время. Дети вырастут, обзаведутся собственными семьями, а он так и останется для них отцом.

Здание Д/К находилось на ул.Стрельнинской (фотография).

А в 1967 году Дом культуры переезжает в новый дом. К 50 летию Революции ВОС ( Всероссийское Общество слепых)  получает подарок от города, новый дом культуры на ул. Шамшева (Фотография).На фабрике им. Луначарского по спецзаказу изготавливается целый набор музыкальных инструментов : мандолины и гитары. Состав оркестра пополняется молодыми музыкантами, а заодно и  новым репертуаром. И в 1974 году оркестру присваивается почетное звание НАРОДНЫЙ.

А в 1977 году оркестр в полном своем составе покидает Д\К им, Шелгунова.  Ведь теперь он уже не соответствует четкой направленности работы в данном учреждении. В составе оркестра всего лишь 2 члена ВОС.

 От Дома Народного творчества коллектив получает новое направление.  Он продолжает свою творческую деятельность в стенах Д/К им. Володарского. И вновь широкое пополнение состава. Широчайшее обновление репертуара. Бурный рост концертной деятельности. Горожане с удивлением узнают  о том, что кроме знаменитого оркестра при Д/К  Первой Пятилетки, у них есть еще один удивительный коллектив того же направления. И существует этот коллектив уже почти 30 !!! лет.

Оркестр выступает и в домах отдыха , и в  детских домах, и на сценах производственных предприятий , и в садах и парках города, участвует в работе концертных бригад и делает собственные выступления  перед жителями Ленинградской области, в воинских частях, больницах и домах престарелых. Перед оркестром гостеприимно распахивают двери прекрасные дворцы и музеи города, Государственная капелла.

Но в 1985 году оркестр понес великую потерю. Ушел из жизни основатель и первый руководитель оркестра  Александр Григорьевич Катышев. Быть ли теперь коллективу? Неизвестно , как сложилась бы судьба оркестра, если бы не готовил Александр Григорьевич себе наследника. В прямом и переносном смысле. Ведь уже больше 10ти лет вместе с ним в коллективе работала его дочь Татьяна Катышева – Сорокина.

Теперь все заботы  о любимом деле легли на ее плечи. А коллектив то к тому времени значительно вырос. В его составе было более 30ти музыкантов и вокалистов и еще подготовительная группа около 20ти человек, где проходили обучение дети и взрослые , желающие освоить азы мастерства игры на гитаре и мандолине. Но оркестр не останавливает ни свою концертную, ни просветительскую деятельность. Он продолжает циклы лекций –концертов , задуманные еще основателем коллектива, выступает на производстве, перед ветеранами и молодежью, перед жителями города и его гостями.

Страна вошла в эпоху «перестройки». Сотни простых туристов и делегаций из разных стран стремятся сюда, в Ленинград. Принимал таких гостей и Д/К им. Володарского. И не удивительно. Ведь рядом находился Горисполком. Там гостей потчевали пищей материальной, а за духовной вели в находившийся по соседству Дом Культуры им. Володарского.

И  однажды концертный зал Д/К посетила итальянская делегация. Их было очень много . Весьма крупный зал ( около 500 мест) был почти целиком заполнен .  Каково же было их изумление, когда на сцене появился Неаполитанский оркестр и солист оркестра Виктор Пяткин запел неаполитанские песни. Справедливости ради, надо отметить, что оркестр всегда пользовался горячим признанием у зрителей, не оставляя в зале равнодушными ни юных, ни пожилых. Но такого шквала эмоций, такого бурного признания, таких аплодисментов, музыканты не слышали еще никогда.

Однако , время шло, и наступили страшные 90е годы. Коллективы самодеятельности подвергались сокращению. Ни во что не ценились ни  заслуги перед городом, ни творческая и просветительская деятельность. Да и сами дома культуры продавались с молотка, переделывались в банки, торговые павильоны (Д/К им.Крупской), а то и просто сдавались в аренду конторам типа «Рогов и копыт».

Что будет дальше? Есть ли оно у оркестра будущее?

Уже готовы документы о закрытии оркестра. Какая-то неделя – и все. И вдруг звонок.

— Танечка! Нам так надо , чтобы ты выступила со своим оркестром у нас в Д/К  Карла Маркса!

Это звонила Зинаида Ивановна Глазычева. Когда –то она работала в Ленконцерте вместе с Александром Григорьевичем Катышевым. Ведь кроме Неаполитанского, любительского оркестра, он 20 лет являлся руководителем профессионального оркестра русских народных инструментов. Зинаида Ивановна была одной из солисток этого оркестра. А в Д/К Карла Маркса она возглавляла Общество ветеранов Великой Отечественной войны.

Разве можно было ей отказать? И оркестр выступил. И как всегда , получил огромное зрительское признание. А после окончания концерта Татьяна Сорокина вышла к зрителям , поблагодарила их за теплое внимание. А еще она рассказала им историю оркестра.

— Ну а сегодня  наш последний концерт.

И эти слова повергли публику в трепет. Как последний?  И Общество Ветеранов направило запрос в администрацию района. А через несколько дней оркестранты узнали, что у них появился новый дом – Дом Культуры им.Карла Маркса. Директор Д/К Геннадий Кириллович Сынтонов – настоящий борец за культуру города. Он окружает коллективы вниманием, в курсе всех выступлений, концертной деятельности и творческих достижений. Он помогает руководителям выжить в жесточайших условиях  нового времени. Оказывает материальную помощь, договаривается об обеспечении продуктами ( и это в эпоху продуктовых карточек). Он восстанавливает справедливость  и добивается возвращения коллективу Неаполитанского оркестра звания «народный».  Весной 1995 года на Всероссийском конкурсе , посвященном Победе в Великой Отечественной войне, оркестр удостаивается Диплома 1степени и звания Лауреата. В эти годы коллектив особенно много выступает в различного рода медицинских учреждениях: больницы, госпитали, поликлиники.  В их числе Институт им. Вредена, Госпиталь ветеранов войны, Военно-медицинская академия.

Нелегко приходится участникам оркестра. Ведь они – любители. Один за другим они проходят ужасы увольнений, развала производственных предприятий, научных лабораторий, конструкторских бюро. Почти  каждый  терял работу, перед каждым стоял вопрос: как выжить. И поддержку они находили у себя же в оркестре. Люди помогали друг другу.  Были случаи , когда у музыканта просто не было денег, чтобы доехать до Д\К . Тогда коллектив совместно собирал фонд, чтобы не терять человека. И, не смотря на тяготы жизни, музыканты изо всех сил стремились на репетиции. Здесь была словно другая жизнь, остров счастья среди долины бедствия.

В августе 1995 оркестр принял участие в празднованиях 500 летия города Бологое. Лучшие коллективы со всей страны съехались , чтобы поздравить жителей удивительного, воспетого в песне городка. И среди них наш Неаполитанский оркестр.

 А в октябре случилось новое горе. Умер Геннадий Кириллович Сынтонов. Не выдержало сердце отчаянной борьбы. Вскоре прекращает свое существование и Дом Культуры. Но даже в этих условиях оркестр продолжает свою творческую деятельность.  Ему и еще нескольким коллективам позволяют остаться в стенах бывшего Д/К. Правда, зарплата руководителя заменяется материальной помощью 1раз в полгода. Но ведь главное, что оркестр жив! И он по-прежнему проводит обильную  концертную деятельность. А разрешения на проведение занятий решается на самом высоком уровне. Все те же ветераны добиваются, чтобы его дали в Москве, и чтобы подписано оно было начальником Октябрьской Железной дороги. В 1998 году оркестр награждается дипломом 1степени  на Международном конкурсе им. Марио Ланца. В 2000году на Всероссийском конкурсе оркестр вновь завоевывает Диплом 1 степени. Правда, статус коллектива теперь непонятен. Какому учреждению он принадлежит? Вроде как Дворцу Железнодорожников, тому, что на Тамбовской улице. И тут следует такая темная страница из непонятных бумаг, которую хочется скорее перевернуть (поскольку разобраться в этом могут только доблестные соответствующие органы).

Но, так или иначе, а концертная жизнь бьет ключом. И вот однажды  оркестр проводит выступление в удивительном светлом зале на пр. Стачек 158. А после концерта была небольшая беседа с директором Дворца. А еще через пару недель в ЦКД «КИРОВЕЦ» появился новый коллектив – Неаполитанский оркестр.

 Теперь перед коллективом появилась новая задача: познакомить со своим творчеством жителей Кировского района. Музыканты с удовольствием выступают в школах, библиотеках. Охватывают вниманием ветеранов района, пожилых людей. Выступают на танцевальных вечерах, сотрудничают с устроителями  проекта «Новое поколение»,  выступая прямо на улице  возле храма св.Константина и Елены.

   За последние годы коллектив оркестра понес большие утраты. Неумолимое время не щадит . Скольких из них, еще , казалось бы, вчера веселых, молодых нет уже в живых. Эта печальная страница и велика, и тяжела.

Но жизнь продолжается. И творческая жила все бьет и бьет. Не смотря на уважаемый возраст многих музыкантов, коллектив добивается значительных успехов . На городском конкурсе в 2011 году получает Диплом, на районном смотре –конкурсе весной 2012 –Дипллом. А на конкурсе Кронштадская осень не только диплом Лауреата, но удивительное признание высокой комиссии. Все знают, как ценится время на проводимых конкурсных мероприятиях. Его всегда очень жестко ограничивают. Ведь желающих выступить всегда большое количество. И уважаемым членам жюри надо успеть и просмотреть все выступления , и посовещаться. И вдруг поступает неожиданное предложение: продолжить выступление  и исполнить еще несколько номеров. Почему? Потому, что подобных коллективов просто нет. Не существует.

И вот юбилей. 65 лет. Что это – итог? Наверное. Заслуженная страница? Наверное. Определенная черта жизни? А может быть и новый рубеж. Новый шаг к созданию , вечному созданию искусства, любительского и профессионального, Ленинградского, Петербургского, Российского.